Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Безопасная реклама: как продвигать бизнес, не нарушая закон
Для любого бизнеса жизненно важно рекламировать свой продукт (товар или услугу) для его продвижения и расширения сферы обслуживания, но просто расхваливать его, не ограничивая себя в выражениях, нельзя. Если не выполнять закрепленные в законе требования, можно пострадать материально и даже оказаться ответчиком в суде. О том, как именно должна выглядеть отечественная реклама, чтобы не получить наказание за нее, можно узнать из нашей статьи.
Законодательная база
Закон «О рекламе», принятый в 2006 году, регламентирует, в частности, такие вопросы, связанные с рекламной деятельностью.
- Недопустимость воздействия на детей средствами, несоответствующими их возрасту.
- Добросовестность в конкурентной борьбе.
- Защита прав потребителей.
- Действие закона ограничено, и его нормы не могут применяться в отношении материалов нерекламного характера, государственных и политических, текстов и изображений, размещенных на упаковке товара, упоминаний в научных и художественных произведениях, если они соответствуют контексту.
- Во всех остальных ситуациях закон действует на всех независимо от того, в какой сфере работает субъект, кем он является, заказчиком рекламы или непосредственным производителем продукции. Причем правилам должны подчиняться не только предприниматели, которые изготавливают товары, и их собственники, но и те, кто выполняет работы или оказывает услуги.
- Кроме закона «О рекламе», для выработки грамотного подхода к рекламной деятельности необходимо изучить и закон «О защите конкуренции».
- Важно отметить, что эти знания нужны широкому кругу лиц, поскльку к ответственности за нарушение законодательства привлекаются все, кто имеет отношение к незаконной рекламе: ее заказчик (рекламодатель), производитель рекламного продукта (например, агентство) и распространитель (газета, телеканал, торговая точка и т.п.).
Основные рекламные правила
- Анализ законодательства позволяет сформулировать такие основные требования, которым должна соответствовать реклама.
- Добросовестность. Запрещено наносить вред репутации других компаний и частных предпринимателей, сравнивать свою компанию и продукт (товар или услугу) с чужими. Недопустимо, например, упоминать в рекламе, что ваше предложение лучше, чем у конкурентов, или что ваша компания – лидер в своей рыночной нише. Чтобы утверждать о своем превосходстве, это нужно подтвердить вескими доказательствами (данными, полученными по результатам проведенных экспертиз, сравнительных и других исследований).
- Этичность. Запрещена эксплуатация тем, связанных с возрастом, национальностью, культурными особенностями, религией и полом потребителей. В рекламе не может использоваться нецензурная брань и провокационные образы.
- Достоверность. Нельзя вводить потребителя в заблуждение. Все, о чем идет речь в рекламе, должно соответствовать действительности.
- Отсутствие слов на иностранном языке, если возможен риск разночтений.
- Недопустимость указания ключевых деталей неразборчиво.
- Выполнение запретов на рекламу, опасную для детей. Некоторые виды информации и изображения с детьми в опасном для жизни состоянии не могут использоваться, нельзя размещать рекламные объявления ближе, чем в 100 метрах от детских учреждений (последнее из правил начнет действовать в октябре 2019 года).
- Распространение электронной рекламы допустимо при условии, что получатель на это согласился.
- Использование образа медицинского работника допустимо исключительно в разрешенных законом случаях, не допускается медицинская реклама, направленная на детей.
- Действует запрет на рекламу услуг по написанию курсовых, дипломных, диссертаций и других научных работ.
Наказания за незаконную рекламу
За выявление нарушений в сфере рекламной деятельности и привлечение виновных к ответственности отвечает антимонопольная служба. План проверок в этой сфере не составляется, поэтому их могут проводить в любое время, например, при поступлении заявлений из госорганов, от конкурентов или граждан.
Лица, виновные в правонарушениях в сфере рекламы, привлекаются к административной ответственности. В качестве санкций применяются довольно внушительные штрафы, в частности, такие.
- За несогласованную рекламу – 1 млн. руб.
- Если превратить авто в передвижную рекламу, и при этом оно теряет свои функции или создается угроза безопасности, также можно получить миллионный штраф.
- В случае рекламы кредита без указания условий, от которых зависит его стоимость, в полном объеме – от 300 до 800 тыс. руб.
- При нарушениях, связанных с медициной, – от 200 до 500 тыс. руб.
- За рекламу табачных изделий – до 600 тысяч.
Это только часть штрафов за рекламные нарушения. О других возможных санкциях можно узнать из статьи 14.3 КоаП.
В заключение важно отметить, что получить штраф за неудачную рекламу вполне реально. Как показывает практика, даже компании, лидирующие на рынке, проигрывают суды антимонопольной службе.
См. также: