Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Электронная отчетность 2015 – что изменилось и как сдавать
В том, как сдавать электронную отчетность в 2015 году, произошли значительные изменения: расширился перечь компаний, которым необходимо сдавать отчет именно в электронном виде, изменились сами формы отчетности, сроки представления в налоговую, фонды и т. п. При этом многие компании и так перешли на электронную отчетность через Интернет, оценив все удобства данной системы. Но есть свои тонкости, как правильно сдать электронную отчетность в ИФНС, в ПФР и т. д. Об этих и других особенностях расскажем в нашей специальной статье.
Основные изменения 2015 относительно электронной отчетности
Если говорить о налоговой отчетности в электронном виде, то сдавать ее через телекоммуникационные каналы связи с помощью оператора сертифицированного с 2015 года должны следующие фирмы:
- если среднесписочная численность сотрудников более 100 человек (если компания новая то просто число работников);
- если она является крупнейших налогоплательщиков;
- если более 10 человек в фирме получали доход, то нужно сдавать в электронном виде 2-НДФЛ.
При этом уже большая часть предприятий на ОСН с 2014 года сдают отчет НДС (скачать новую декларацию по НДС 2015) в электронном виде. Компаниям же и ИП на УСН и ЕНВД не надо подавать отчетность в налоговую в электронном виде, за исключением тех, кто работает с агентскими и договорами поручения, а также с комиссиями.
Обратите внимание, что с 1 января 2015 года, если фирма согласно закону, обязана подавать декларацию по НДС в электронном виде (в т. ч. и уточняющую), то сданная в бумажном варианте не будет считаться (п. 5 ст. 174 НК РФ), а компании может грозить штраф (ст. 119 НК РФ) и приостановление операций по счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Так если отчет по НДС в электронном виде не будет передан через оператора ЭДО, будет начислен штраф в размере 5% от суммы налога, неуплаченного вовремя, за каждый полный (или неполный) месяц со дня, когда надо подавать декларацию, но не более 30% и не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).
Что же касается отчетности во внебюджетные фонды, то в электронном виде отчетность в ПФР нужно сдавать компаниям и ИП, если численность их сотрудников 25 и более человек (ранее – 50 и более) в соответствии с ФЗ № 188 от 28.06.2014.
Личный кабинет в ИФНС с 1 июля 2015 года
С 1 июля 2015 года налогоплательщики с помощью своего личного кабинета на сайте ФНС России отправлять документы в службу, усиленные неквалифицированной электронной подписью (заявления, расчеты, декларации и т. п.). Налоговые специалисты также смогут посылать документы компании в ее личный кабинет (ст. 11.2 НК РФ). Однако это не касается отчетности организаций и ИП, которую придется продолжать отправлять с помощью сертифицированных провайдеров электронного документооборота, как и раньше.
Особенности отправления электронной отчетности в налоговую
Чтобы иметь такую возможность, как отправлять электронную отчетность в налоговую, надо компании или ИП иметь договор с сертифицированным оператором, либо с компанией, оказывающей соответствующие бухгалтерские услуги.
Когда организация отправляет отчетность в налоговую в электронном виде по ТКС, нужно помнить, что делать это нужно вовремя, в сроки утвержденные законодательно, а также знать и соблюдать следующие особенности:
- Сертификат ключа электронно-цифровой подписи должен быть зарегистрирован в ФНС. Срок такой процедуры – от пары часов до дней;
- Датируется отправленная электронная отчетность в налоговую только после того, как есть подтверждение от спец. оператора. Занимает данный процесс до 2-х часов.
-
Информация о том, что отчет в электронном виде сдан в налоговую поступает следующим образом:
- извещение о получении;
- извещение о приеме;
- извещение о вводе отчета.
Обратите внимание, что если на каком то из этапов при сдаче электронной отчетности в ИФНС обнаруживаются какие-либо ошибки или несоответствия, то налогоплательщику должна прийти следующая информация:
- уведомление об уточнении;
- сообщение об ошибке;
- уведомление об отказе.
Особенности отправления электронной отчетности в ПФР
Как стало понятно еще в 2014 году, число организаций и ИП, которые начнут с нового года отправлять электронную отчетность в ПФР, будет больше примерно в 2 раза, так как были внесены изменения в законодательство. Так отправлять отчетность в ПФР в электронном виде нужно направлять, если 25 и более сотрудников (ФЗ № 188).
А чтобы иметь такую возможность – сдавать электронный отчет в Пенсионный фонд РФ, нужно выполнить и соблюсти следующие условия:
- иметь в наличии сертифицированную подпись электронно-цифровую;
- купить и внедрить в компании специальное ПО или заключить договор с компанией, оказывающей соответствующие услуги;
- заключить с ПФР соглашение об электронном документообороте.
Процедура по заключению соглашения с фондом занимает определенное время (порядка 2-х недель). Но это необходимо сделать, так как в противном случае ПФР может не принять электронный отчет от фирмы.
Каковы особенности сдачи отчетности в ПФР в электронном виде
Чтобы вовремя сдать электронный отчет в Пенсионный фонд РФ нужно помнить и, следовательно, соблюсти ряд условий:
- дата, которая считается сдачей электронной отчетности в ПФР – дата и время, указанные при формировании квитанции о ее получении принимающим шлюзом фонда. При этом данная квитанция может создаваться порядка 2-х дней.
- 4 дня создается протокол о результатах проверки сведений о лицах застрахованных. В случае же, если будут найдены ошибки в электронной отчетности в ПФР, то она будет считаться несданной.
Кстати есть и свои плюсы сдачи отчетности в пенсионный фонд электронно. Так, в частности, это дисциплинирует бухгалтера или другого ответственного лица, так как желательно подавать отчет заранее, а также декларации и иные документы. А в случае, если на компанию или ИП наложили штраф, за несданный или не вовремя сданный отчет, она сможет оспорить наказание в суде, если будет иметь доказательства об отправлении электронного отчета в ПФР от провайдера ТКС.
Подытожим:
Итак, как видите, с 2015 года вводится ряд нововведений, касающихся электронной отчетности в налоговую и внебюджетные фонды. Большему числу юридических лиц и ИП придется сдавать отчеты в электронном виде. При этом нужно помнить, что такой вид отчетности предполагает свои особенности и в первую очередь нужно иметь соответствующую цифровую подпись, чтобы заверять документы. А также иметь специальное программное обеспечение или договор с провайдером бухгалтерских услуг. Также нужно помнить о сроках сдачи отчетности и многом другом. Будьте внимательны.