Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Электронная подпись для частного предпринимателя
Для любого бизнесмена возможность сэкономить время и не отвлекаться от решения ключевых задач на вес золота. Эффективный способ упростить и ускорить процессы, сосредоточившись на организации и развитии бизнеса, – использование электронной (цифровой) подписи. О ней мы и расскажем дальше.
В статье пойдет речь о том, где может получить электронную подпись частный предприниматель, как ее правильно оформить, сколько это будет стоить и зачем ИП такой реквизит.
Что собой представляет ЭП?
Электронная подпись может быть одного из таких видов.
- Простая (из логина и пароля).
- Неквалифицированная.
- Квалифицированная.
Для создания неквалифицированной подписи достаточного обычного ПК, на который устанавливается специальное приложение. Квалифицированная ЭП создается при помощи криптографического программного обеспечения, соответствующего требованиям ГОСТа.
У электронных подписей разная юридическая сила. Заменить обычную рукописную может только квалифицированная. Она используется в самых разнообразных сферах. Что касается неквалифицированной и простой ЭП, предприниматели могут подписывать ими первичную документацию при условии, что это согласовано с контрагентами.
Как оформляется электронная подпись?
ИП может приобрести квалифицированную электронную подпись только в аккредитованном удостоверяющем центре. Средняя ее стоимость – около 1,9 тыс. руб. Подача заявки происходит онлайн на сайте соответствующего центра, а забирать готовую подпись нужно лично или через курьерскую службу.
Создание ЭП представляет собой генерирование двух ключей: уникального закрытого кода, чтобы зашифровать документ, и открытого, который используется для расшифровки получателем. Эти ключи записывают на электронный носитель (смарт-карту или токен USB). Предпринимателю, который заказал подпись, выдается сертификат с данными о ее владельце и об открытом ключе. Кроме того, эта же информация направляется в специальный реестр.
Сертификат оформляется на год, после чего срок его действия можно продлить, сгенерировав новый код. Такое продление оплачивается по тем же расценкам, что и первичная выдача ЭП.
Где предприниматели используют электронную подпись?
С ее помощью можно подписывать различные документы, которые оформляются в электронном виде.
- Договоры.
- Первичная документация, в том числе бухгалтерские счета.
- Платежные поручения для предъявления в банк.
- Налоговые декларации и другая отчетность в ФНС.
- Исковые заявления и документальные доказательства для подачи в арбитраж.
- Заявления в государственные органы.
Цифровая подпись нужна также для работы на некоторых веб-ресурсах, принадлежащих государственным органам и коммерческим структурам.
- Портал Госуслуг (для доступа к дополнительным возможностям).
- Электронные торговые площадки (как коммерческие, так и федеральные).
- ЕГАИС (по алкогольной продукции и древесине).
- Страхование онлайн.
- Ресурс по маркировке изделий из меха.
- Онлайн-банкинг
- Личный кабинет предпринимателя на портале ФНС (для получения доступа к расширенному функционалу).
Это только некоторые из сотен ресурсов, на которых легче и комфортнее работать, имея электронный ключ. А в некоторых случаях без него доступ к сервисам невозможен.
Польза ЭП для частного предпринимателя
- Используя такую подпись, можно сэкономить массу времени: от нескольких часов до дней. Например, если изменился адрес ИП, он имеет возможность подать заявление в ИФНС лично, потратив на это часы, или оформить его онлайн за несколько минут.
- Ускоряется пересылка бумаг контрагентам. Если вы живете в разных городах, для согласования документов приходится пересылать их через Почту. В результате акт или другую важную бумагу приходится ждать по несколько дней: почта пересылает документ партнеру, тот подписывает его, и снова происходит почтовая пересылка. Цифровая подпись позволяет значительно ускорить этот процесс.
- Появляется возможность пользоваться льготным доступом к различным интернет-сервисам. Например, если входить в личный кабинет на портале ФНС по электронной подписи, а не по регистрационной карте, можно не только скачивать бланки, квитанции и т.п., но также оформлять и отправлять в налоговую документы с домашнего ПК.
- Можно работать на сайтах, требующих авторизироваться через ЭП, например, участвовать в электронных торгах, где необходима квалифицированная подпись.
- Цифровой ключ, который используется в качестве ЭП, невозможно подделать. Но, с другой стороны, его нельзя и восстановить в случае утери или кражи. Потребуется новый ключ.
См. также: