Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Покупка бизнеса: как приобрести успешную компанию, а не проблемы
Стать предпринимателем, не проходя для этого множество процедур, связанных с открытием компании, и не занимаясь ее первоначальным развитием, – очень соблазнительная идея. Купив готовый успешный бизнес, можно сразу приступать к работе и получать прибыль. Но только при условии, что компания для покупки выбрана правильно. Она может быть успешна и прибыльна на первый взгляд, но впоследствии выяснится, что на самом деле за красивым фасадом скрывается множество проблем.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и стать обладателем действительно перспективного и безопасного бизнеса, советуем перед приобретением компании изучить некоторую информацию о ней.
Мы собрали несколько советов по проверке будущей покупки, следуя которым, можно обезопасить себя от неприятностей.
1 совет – Изучите информацию, которая содержится в общедоступных базах данных
- О наличии судебных разбирательств в арбитраже, в которых компания является ответчиком или истцом – на портале «Электронное правосудие».
- Об исполнительных производствах, открытых в отношении организации – по информации службы судебных приставов.
- О ее ликвидации или реорганизации – по данным реестра.
- О банкротстве – по официальным сообщениям в газете «Коммерсант», в том числе на сайте издания.
Компанию стоит проверить и на портале налоговой службы. Здесь можно получить информацию о прекращении юрлицом своей деятельности, его управляющих органах, кодах видов деятельности и много других сведений.
2 совет – Ознакомьтесь с содержанием учредительных документов
При изучении устава особое внимание следует обратить на то, как прописаны положения о порядке принятия решений о деятельности компании, об оплате, уменьшении и увеличении уставного капитала, а также об органах управления.
В отношении протоколов и решений должны соблюдаться требования к форме и процедура.
3 совет – Убедитесь в том, что у компании есть разрешительная документация
В зависимости от видов деятельности может потребоваться получение разрешительной документации:
- лицензий (пример – на реализацию алкоголя);
- уведомлений (пример – о начале осуществления определенного вида деятельности);
- деклараций (пример – пожарная);
- свидетельств (пример – о присвоении категории гостинице).
4 совет – Поинтересуйтесь, есть ли у компании собственный сайт
При наличии сайта необходимо проверить, на кого он оформлен. Если у организации есть свои домены, следует потребовать передать пароли доступа к ним по акту.
5 совет – Проверьте права на недвижимость, которую использует организация
Компании, как правило, владеют недвижимым имуществом на праве собственности или аренды. Речь идет о различных сооружениях, зданиях, участках земли, помещениях и другой недвижимости.
Если такое имущество в собственности компании, необходимо изучить договор, на основании которого оно приобреталось, выписку из реестра недвижимости (если ее покупали после 15.07.2016) или свидетельство о праве собственности (при покупки до указанной даты).
Если недвижимость арендована, ознакомьтесь с договором аренды. Особое внимание обратите на упомянутые в нем права и обязанности, срок действия и предмет договора. Стоит также запросить документы собственника арендованного имущества.
Независимо от оснований, на которых компания пользуется недвижимостью, следует выяснить, нет ли обременений, то есть, не находится ли имущество под арестом или залогом. Проверить это можно по данным Росреестра.
Приведенные выше советы помогут проверить все основные сведения о компании, которая выставлена на продажу, и значительно снизить риск покупки «кота в мешке».
См. также: