Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Публичная оферта: что это и где применяется
Сегодня термин «публичная оферта» можно встретить практически повсеместно – в различных средствах массовой информации, на всевозможных веб-ресурсах, в связи предпринимательской деятельностью разных направлений. Однако далеко не всем известно содержание этого понятия. Рассмотрим, что представляет собой публичная оферта, и с какой целью используется.
Суть понятия и его отражение в законодательстве
«Оферта» – это производное от английского слова «offer», которое переводится, как предложение. Публичная оферта является коммерческим предложением адресатам, круг которых неограничен. Оно может быть изложено в письменной или устной форме и касается приобретения того или иного товара либо услуги.
Участниками правоотношений, связанных с публичной офертой, являются оферент, который предлагает продукт, и акцептант, принимающий предложение.
В отечественном законодательстве понятие «публичная оферта» нашло свое отражение в Гражданском кодексе. Здесь предусмотрено, в частности, что в предложении должно присутствовать явное желание предлагающей стороны (оферента) вступить в договорные отношения с принимающей стороной (акцептантом), то есть реализовать тот или иной продукт. Оферта должна также содержать определение этого товара или услуги.
Лицо, выступающее с предложением, указывает информацию, способную подтолкнуть другую сторону к заключению договора. Это, к примеру, условия возврата товара, его стоимость, сроки доставки, количество и характеристики.
Принимать оферту, то есть выступать в роли акцептанта, может любое физическое лицо или организация.
Сфера применения публичной оферты
В широком смысле этого понятия, публичной офертой является рекламная деятельность, цель которой состоит в продаже товара или услуги, а также демонстрация продукта на прилавке или в витрине. Кроме того, публичными офертами с точки зрения юриспруденции считаются прейскуранты и меню.
Фактически публичные предложения находят применение в тех сферах хозяйствования, где необходимо быстро заключить договор о предоставлении какой-либо услуги или товара. Публичной офертой считаются, к примеру, условия использования компьютерной программы, принимая которые, пользователь берет на себя обязательства по выполнению договора.
Содержание договора
Ознакомиться с договором публичной оферты можно на сайте одного из больших интернет-магазинов. Он, как правило, содержит такие данные:
- Название, сведения о регистрации, банковском счете и адресе, а также другая информация о продавце.
- Расшифровка использованных в договоре терминов.
- Данные об условиях покупки товара и его доставки.
- Стоимость продукта и порядок оплаты.
В договоре может содержаться и другая информация. К примеру, на интерне-ресурсах оговаривается способ, которым акцептант может принять предложение. В интернет-магазинах это заказ товара.
Способы изменить договор
Пересмотреть можно условия любого договора, в том числе публичной оферты, если их согласовали между собой стороны. К примеру, получив письменную оферту, лицо может принять ее, отказаться или внести предложение об изменении условий. Для принятия необходимо выполнить оговоренные в оферте действия, например, заказать товар, перечислить деньги или связаться с представителями компании. Для отказа можно никак не реагировать на предложение.
Чтобы внести изменения, необходимо обратиться по телефону, письменно или лично в предложившую оферту компанию и сформулировать свое предложение. Оно может быть принято одним из двух способов. Если предполагается внесение значительных изменений, компания, согласившись с ними, выпускает обновленную оферту, доступную не только автору изменений, но и другим лицам. Однако скорее всего будет выбран такой способ согласования уточнений. Компания оформит свободную оферту, доступную только определенным лицам.
Возможные проблемы и их решение
Нередко в рекламных объявлениях и на веб-ресурсах можно встретить формулировку «не является публичной офертой». С ее помощью компании страхуют себя от возможных претензий и судебных разбирательств. В отечественном законодательстве предусмотрено, что реклама является публичной офертой, если не указано другое. При таких условиях даже опечатка в рекламном объявлении и ошибочное указание заниженной цены могут привести компанию в суд, если покупателю будет отказано в продаже товара на таких условиях. Упомянув о том, что объявление не является публичной офертой, продавец обезопасит себя от подобных последствий.